© 2005 by Hartamon mailto:santanaweb@yandex.ru | Santana.Эта американская группа - прародитель афро-латинского рока, она же - единоличный претендент на трон в этом жанре. Ее бессменный лидер, один из наиболее известных гитаристов современности, Carlos Santana создал уникальную полиритмичную музыку с элементами джаза и фанка. И хотя состав постоянно меняется, саунд, найденный Сантаной в 1967 году, остается прежним. С Карлосом Сантаной играли такие известные музыканты, как Хосе Чепито, Нил Шон, Том Костер, Армандо Пераза, Рауль Рекоу, Грэхем Лир, Орестес Вилато и Кок Эсковедо. В 1961 Карлос переехал в Сан-Франциско (США), воссоединившись со своей семьей, жившей тут уже целый год. Где, как не в Калифорнии, совершенствовать мастерство гитарной игры и где, как не в США, делать карьеру музыканта! Единственное, что омрачало пребывание в солнечном штаге, так это необходимость посещать школу. Как сейчас, вспоминает музыкант: ''Мне было наплевать на алгебру и все такое, я уже знал, что буду только музыкантом''. Судьба не могла быть более благосклонной, забросив его в правильное место в правильное время - Сантана оказался в центре жизни Западного побережья, в кипящем котле культурных, политических, художественных перемен. В этом жарком климате Сантана продолжал совершенствовать свой уникальный, сплавленный из многих составляющих стиль. В 1966-м, объединив силы с друзьями, Грегом Роли, Газом Родригесом, Майклом Карабелло и Дэнни Харо, Сантана учредил свою группу - Santana Blues Band. Вначале группа перебивалась выступлениями в клубах латиноамериканского квартала Сан-Франциско, но благодаря легендарному продюсеру Биллу Грэхему коллективу со временем удалось сделать себе имя и даже получать приглашения от таких ''авторитетов'', как Who, Боб Билан, Jimi Hendrix, Miles Davis. К 1969 году группа уже был одной из самых популярных на Западном побережье, а Карлос Сантана участвовал в записи альбома Эла Купера и Майка Блумфилда "The Live Adventures Of...". Впрочем, и этого мало, серьезный прорыв случился во время Вудстока. Во время именно того знаменитого фестиваля 1969 года, на который, благодаря стараниям Грэхема, пригласили и Сантану. Наглотавшись до одури ЛСД и мескалина (без этого тогда было просто нельзя), Карлос с друзьями, что называется, ''дал жару''. После фестиваля интерес к группе вырос невероятно, до общенациональных масштабов, к тому же к этому времени окончательно оформился и их стиль - смесь латиноамериканского ''бита'', африканских ритмов и психоделического блюза, да плюс великолепная гитарная игра самого Сантаны. Мир распахнул объятья перед Карлосом, очарованный его вечно меняющейся, расширяющей свои горизонты, не имеющей границ, но всегда безошибочно узнаваемой, бесконечно своеобразной музыкой. Сантановскую гитару и сегодня не перепутаешь ни с какой другой. Каждый новый релиз - а на сегодняшний день у Карлоса 10 платиновых и девять золотых альбомов - отражал персональный рост и художественную эволюцию артиста. Для фэнов каждый альбом Сантаны воспринимался как гуманистическое послание, духовное утвер-ждение, призыв к миру, радости, всепрощению, состраданию и пониманию - и всё это еще откровеннее, еще сердечнее ощущалось в "живых" выступлениях, которые Карлос давал по всему миру. Пришло время для первого альбома. Копаясь, как в copy, в предложениях музыкальных компаний, парни остановились на "Columbia Records", которая и выпустила в ноябре 1969 года пластинку Santana. Стоит ли говорить, что альбом ждал успех, он стал дважды платиновый. В дебютный альбом вошёл хит "Evil ways". Четырежды платиновым стал следующий альбом "Abraxas" (1970), выстреливший потрясающей версией "Black magic woman" Питера Грина и несравненной интерпретацией композиции Тито Пуэнте "Oye como va". В третий альбом "Santana III" вошли такие незабываемые произведения, как "Jingo", "Everything's coming our way" и, а также, возможно, наиболее чувственная из всех рок-композиций "Samba pa ti". Первые три альбома стали эталонами в этом жанре и многие месяцы занимали высокие места в чартах США. Вышедший в 1972 году альбом "Caravanserai" уже отличается по стилю от предыдущих, поскольку из состава выбыли Роли и Шон - они сформировали группу Journey. Этот альбом отмечен движением к джазу - к стилистике "In a silent way" Майлза Дэвиса. В то же время Карлос Сантана стал учеником известного гуру Шри Чимноя, а также подружился с гитаристом Джоном Маклафлином, в результате чего появился великолепный альбом "Love devotion and surrender". Годом раньше он также выпустил "живой" альбом с барабанщиком Бадди Майлзом. Последовавшие за этим альбомы "Welcome" (с вокалистом Леоном Томасом и Джоном Маклафлином) и "Borboletta" (с певицей Флорой Пурим и Стэнли Кларком) пользовались меньшим успехом. Однако альбом 1977 года "Amigos" ознаменовал собою возвращение к жесткому латинскому року. Версия композиции группы Zombies "She's Not There" из альбома "Moonflower" (1977 г.) стала хитом, параллельно Карлос Сантана продолжал идти по пути джаз-фьюжн, выпустив ряд прекрасных альбомов, наиболее известным из которых был "The swing of delight" с Херби Хэнкоком и Уэйном Шортером. Разумеется, увлечение джазом не могло понравиться всем, тем не менее многие спокойно восприняли эти стилистические изменения, и восьмидесятые годы прошли для Карлоса пусть и без больших взлетов, но все-таки достаточно ярко. Среди его успехов можно отметить такое достижение - его группа стала первой в истории, чье выступление транслировалось на ВВС одновременно по радио и телевидению. Особенно впечатляющей была гитара Карлоса Сантаны в альбоме "Zebop!" (1981 год), однако здесь же стала заметна и некоторая несовместимость между Сантаной-гитаристом и Сантаной-лидером группы. В 1985 году он выпустил альбом "Appearandes" и совершил турне с Бобом Диланом - их совместное появление вызвало экстаз у публики. В 1986 году Сантана написал музыку к фильму "Ла Бамба", а на следующий год записал с Бадди Майлзом новый альбом - "Freedom", который заслужил первую в истории группы премию "Grammy". Здесь стоит заметить, что Карлос Сантана был и остаётся мастером скорее Хита, нежели Альбома: даже суперпопулярный "Abraxas" прославился в основном благодаря удачным темам вроде "Oye como va" и уже упоминавшихся "Samba pa ti" и "Black magic woman". Другими краеугольными камнями дискографии Сантаны стали альбомы сборник "Greatest hits", вышедший в 1974 году на "Columbia"; двойной сборник "Live at the Fillmore" (1997), в который вошли исторические концертные записи 1968 года; ретроспективный бокс-сет "Dance of the Rainbow serpent" (1995). Сольные проекты включают авантюрный "Live with Buddy Miles" (1972) и очень личностный "Blues For Salvador" (1987); а также весьма ори-гинальный релиз 1994 года "Brothers", записанный при двух участии племянников Карлоса, и "Mystic Man" с итальянским композитором Паоло Рустичелли. Сантана не переставал путешествовать по всё новым музыкальным и географическим территориям - например, в 1987-м участвовал в "Rock'n Roll Summit", первом объединенном советско-американском концерте, а 1988 совершил тур с великим джазовым саксофонистом Уэйном Шортером. Карлос Сантана также принимал участие во многих благотвори-тельных акциях, включая "Blues for Salvador", "San Francisco earthquake relief", "Tijuana orphans", "Rights of indigenous peoples", поддерживал образовательную программу для ла-тиноамериканской молодёжи совместно с "Hispanic Education & Media Group". Сантана получил несколько гражданских и гуманитарных наград. Значительными вехами в фильмографии стали видеофильм 1988 года "Viva Santana", концерт в Южной Америке "Sacred Fire", и вышедший в 1997-м CD-ROM "A History Of Santana: The river of color and sound". Кстати, в отличии от многих музыкантов своего поколения, никакого флирта со стилем "диско" Сантана не предпринимал - и именно потому очередная волна интереса к латин-поп обошла его тогда стороной. Впрочем, в те годы подобное поведение "серьёзных" музыкантов считалось дурным тоном - как правило, заигрывание с модой отталкивало их старых поклонников, и не привлекало новых. Девяностые годы закончились для Карлоса Сантаны куда как хорошо - его композиция "Smooth" установила в 1999 году рекорд в "Биллборде", пробыв на первом месте 9 не-дель! Сейчас Сантана находится в том состоянии, когда ему, в принципе, новую музыку сочинять и не обязательно. Достаточно выйти на публику, и все упадут в обморок от восторга. Однако он активно работает и массу времени посвящает благотворительной деятельности. Например, один из учрежденных им фондов раздает направо и налево стипендии молодым талантливым музыкантам. Кроме того, в девяностые годы публика наконец-то поняла, какого масштаба этот артист, и принялась вручать ему премии. Так, Сантана был удостоен давно уже им заслуженного звания "Легенда Латиноамериканской Музыки", получил свою звезду на Аллее Славы в Голливуде, а также был избран в американский Зал Славы Рок-н-ролла. Возвращаясь к альбому Supernatural, стоит отметить, что он, может быть, и не получился бы столь хорош, если бы Сантана не привлек к работе над ним молодежь. И не просто молодежь, а очень талантливых парней и девчонок, зарабатывающих себе на жизнь не только исполнением, но и сочинительством. Это белый южноафриканец Дейв Мэтьюз, черная американка Лорин Хилл, автор "Smooth" Роб Томас, Everlast, Wyclef Jean, Eagle Eye Cherry. Результат совместных усилий оказался более чем впечатляющим - продано полтора миллиона копий, а об успехе композиции "Smooth" уже упоминалось. Сейчас Сантана говорит, что это не случайность, а его план, согласно которому у него, предпенсионного возраста человека, должно получиться "протолкнуть" свои песни в эфир школьных радиостанций. План сработал на все сто. В 2002 году Карлос Сантана решил воспользоваться приёмом, отлично сработавшим на предыдущем "Supernatural" - пригласил к работе кучу известных и не очень певцов и инструменталистов, с каждым записал по песне, все украсил своей моментально узнаваемой гитарой, и, пожалуйста - готов новый альбом "Shaman". Причем на сей раз Сантана не очень напрягался и с сочинением песен - его авторство значится лишь в двух вещах, за остальные ответственны либо приглашенные звезды, либо коллега по "Supernatural" Роб Томас (который в "Шамане", кстати, решил не петь) и другие лица. Выбор участников (среди которых - Мэйси Грей, Мишель Бранч, Дайдо, Чед Крюгер из Nickelback, P.O.D., Seal, Musiq, Citizen Cope и Пласидо Доминго), весьма оригинален, но вот результат, несмотря на разную стилевую принадлежность "гостей", получился вполне предсказуемым: смесь латино, африкано, R&B, рока и попа. Даже под Пласидо, исполняющего какое-то пафосное квазибельканто, "подложили" экзотическую перкуссию, но это уже из разряда курьезов. Самую миленькую балладку ("Feels like fire") сочинила Дайдо, мрачноватого мачизма добавили P.O.D. в своей "America". Сольный AOR-инструментал Сантаны "Victory Is Won" комфортно-расслабляющ. А в целом - слишком уж легковесно, развлекательно, иглесиасообразно, но при этом слегка бесстрастно и вовсе не так ярко, как в "Supernatural". Впрочем, "Шаман" вполне выполняет свою функцию "исцелителя, который создает баланс между головой, телом, сердцем и духом с помощью цвета, звука, трав и песен, творя единство и гармонию во всем мире" (такое разъяснение названию диска дал сам Карлос). Тем более, что "фирменная" гитара Сантаны по-прежнему хороша, в особенности в сочетании с травами и прочими волшебными дарами природы. И, конечно же, нельзя не упомянуть награды музыкальные, имя которым - легион. The Santana Band стали первыми, кто получил "CBS Record's Crystal Globe Award" по количеству продаж (пять миллионов дисков по всему миру). Карлос назван лучшим поп-рок-гитаристом бессчётное количество раз по результатам "Reader's Poll" журнала "Playboy". Он получил "Grammy" в 1988 в категории "Best Rock Instrumental Performance" и стал главным героем специального трибьют-концерта "Recording Academy" (NARAS) на церемонии Grammy 1996 года, в дополнение к вступлению в "Hollywood Rock Walk". Он награждён десятью "Bay Area Music Awards", включая 6 наград в номинации "Лучший гитарист" и три - в номинации "Музыкант года", а в 1997 он вошёл в группу избранных (вместе с Биллом Грэмом и Джерри Гарсиа), кто был включен в "Bammy Hall Of Fame"; в том же году Сантана получил почётное звание "Легенды музыки латино" на "Chicano Music Awards". В 1996 журнал "Billboard" присудил Карлосу "Century Award", свою высшую награду за пожизненные творческие достижения; а в 1998 году звезда Карлоса зажглась на Голливудской аллее славы. |
|